Повышение мощности... Мечта любого рокера, байкера да и просто неравнодушного к двухколёсной технике человека. А как же её поднять, если не хочется лезть глубоко в двигатель? В конце 80 - х годов по городам и сёлам с рёвом носились рокеры на мотоциклах без глушителей. Мне довелось проехаться на такой Яве - 638. Рёва было много, а вот тянула она похуже, чем с глушителями. И много было вопросов - а почему так, ведь мощность должна бы и подняться, ан нет. Так почему же упала мощность? Для четырёхтактных двигателей всё просто - снял глушак - выхлопные газы выходят без задержки - поднял мощность (ненамного). При снятии же глушака с двухтактника при продувке, когда окна открыты, топливная смесь, не встречая сопротивления, выходит в выхлопную трубу. Поэтому глушитель играет на двухтактных двигателях гораздо большую роль, чем просто устройство для снижения шума выхлопа. А как же на мотокроссе? Там - то рёв такой, что уши закладывает, а мотоциклы едут ещё как. А дело в том, что на выходе у кроссовых моторов стоят резонаторы, с помощью которых на оборотах максимальной мощности (7 - 9 тыс.) обеспечивается резкий подхват. Мощность увеличивается более чем на 15%, что весьма немало. Так что же это такое - резонатор на выпуске двухтактного двигателя и для чего он служит? Классический резонатор представлен на рис. 1.
Рис. 1 Выпускной резонатор.Рис. 2. Ход газов в резонаторе:
красный - выхлопные газы,
зелёные - отраженные газы.
При выпуске газы устремляются через выхлопную трубу в прямой конус, где они
расширяются, их скорость и давление понижается. Пройдя цилиндрическую часть
резонатора, часть газов проходит в выпускной патрубок и далее - в глушитель
(если таковой имеется). Другая часть газов, отразившись от обратного конуса,
подходит к выпускному окну и "подзапирает" его в момент открытия продувочных
окон (а они всегда открываются позже выпускного окна). Таким образом, на определённых
оборотах образуется стоячая волна (резонанс) и обеспечивается наилучший режим
работы двигателя. На кроссовых мотоциклах и эндуро иногда можно видеть на
выпуске изогнутые трубы - "саксофоны". Это тоже разновидность резонатора,
но видоизменённая по форме, принцип работы у неё тот же. Постановка правильно
рассчитанного и изготовленного резонатора даёт очень ощутимый подхват на оборотах
максимальной мощности. Однако повышаются требования к качеству изготовления
выпускной системы - она должна быть абсолютно герметичной, лучше всего - цельносварной
(выхлопная труба - резонатор). Сама выхлопная труба не должна далеко заходить
внутрь резонатора - не более чем на 20 - 30 мм. Если нет возможности цельносварной
конструкции, необходимо тщательно загерметизировать соединение резонатора
с выхлопной трубой. Ставить или не ставить глушитель после резонатора? Однозначный
ответ дать не могу. По собственному опыту могу сказать, что без глушителя
мокик идёт "на все верхи", но с некоторым провалом на средних оборотах (резонатор
действует только на определённых оборотах, на других оборотах двигатель идёт
так же, как и без него). Постановка глушителя с небольшим дросселированием
помимо снижения уровня шума "выполаживает" характеристику двигателя, он идёт
без провалов, хотя, конечно, раскручивается не до самого резкого "визга" (или
раскручивается, но не так быстро). Размеры резонатора я здесь не привожу -
каким его делать и как - каждый решает сам. Могу отметить, что они практически
не отличаются от приведённых в статье по форсировке V - 50 - го двигателя
(статья размещена на сайте ).
Designed by Ernest®