Ремонт подвески
Помните, когда ваш мопед был совсем новым, как он замечательно входил в повороты,
держал курс - просто сказка! Но прошло время, и на знакомом повороте вы чуть
не вылетели на обочину, а отпустив однажды руль, чтобы приоткрыть стекло шлема,
с трудом удержались на дороге. Что-то в мопеде изменилось и не в лучшую сторону.
Как быть? Не торопитесь обращаться к спецам. Вполне возможно, неполадки сможете
устранить самостоятельно.
Для этого не помешает разобраться в том, как работает подвеска и что могло выйти
из строя. В большинстве случаев проблемы с управляемостью решаются достаточно
легко, нужно лишь вспомнить некоторые азбучные истины. Например, регулярно контролируйте
давление в шинах - при пониженном давлении мопед поворачивает хуже. На скорости
в повороте переднее колесо стремится ввернуться в вираж. На перекаченных же
шинах байк резко дергается при наезде на кочки, подвеска кажется жестче, чем
есть на самом деле.
Осмотрите шины: если они изношены, приличной управляемости не ждите. Чаще покрышки
быстро изнашиваются по центру. Что проявляется опять-таки в поворотах: сначала
мопед трудно "положить", а в какой-то момент машина вдруг начинает резко "валиться"
в поворот. При пересечении элементов разметки байк болтает из стороны в сторону.
И, конечно, тип и размер покрышек должны строго соответствовать конкретному
мопеду. Помните: шире - не значит лучше.
Есть и еще один фактор, что пагубно сказывается на управляемости, - непрямолинейность
качения колес. Мопед начнет тащить в сторону, почувствуете разницу в устойчивости
при прохождении левых и правых поворотов.… Поправить положение поможет правильная
установка заднего колеса. Сделать это можно при помощи всего лишь ровной планки
или доски. У всех современных спортбайков колеса разной ширины, поэтому нужно
приложить доску к плоскости заднего колеса (как можно ближе к оси) и замерить
расстояние между краем доски и передним колесом, которое должно стоять ровно.
Затем повторите то же самое с другой стороны. Если геометрия вашего байка не
нарушена, результаты замеров должны быть одинаковы. В противном случае, нужно
отрегулировать заднюю ось до полного совпадения этих величин. Когда подобные
операции не приведут к ожидаемому, то можете не сомневаться: рама, задний маятник
или передняя вилка мопеда деформированы. Но когда все в порядке, а вам кажется,
что байк управляется хуже, чем должен, не отчаивайтесь. Есть еще масса причин,
неполадок, которые можно устранить самостоятельно.
Начнем с подшипников рулевой колонки. Они несут на себе больше половины веса
мопеда и при этом должны вращаться легко, с минимальным сопротивлением. Любое
отклонение от правильной регулировки подшипников ведет к ухудшению управляемости.
Изношенные или слабозатянутые подшипники - причина люфта передней вилки относительно
рамы. Руление в этом случае неуверенное, вас трясет и болтает, а при торможении
и проезде неровностей на руле ощущаются стуки. Проверить состояние подшипников
можно - достаточно вывесить переднее колесо. Взявшись за нижнюю часть подвижных
труб и потолкав их вперед-назад, вы все поймете: ощутите малейший стук - значит,
болтается вилка.
Не легче, если подшипники перетянуты. Мопед и в этом случае подскажет вам: если
при движении покачиваетесь из стороны в сторону и постоянно подруливаете, -
нужно что-то предпринять. Снова вывесите колесо, поверните руль от упора до
упора с небольшим усилием, и малейшие заедания - сигнал того, что подшипники
перетянуты или изношены.
Не стоит забывать и о других подшипниках - в колесах и задней подвеске. Износ
первых делает езду неустойчивой, наблюдаются колебания руля. Это исправит лишь
незамедлительная его замена.
Сложнее привести в порядок заднюю подвеску, а точнее систему ее рычагов. Она
заведует изменением геометрии установки моноамортизатора и от нее зависит прогрессивная
характеристика подвески. Игольчатые подшипники, находящиеся в ее шарнирах, нуждаются
в регулярной смазке. Если этого не делать, они постепенно теряют подвижность
и выходят из строя. На слух это можно определить по посторонним звукам и скрипу
при работе подвески. Оценить состояние подшипников можно при вывешенном заднем
колесе, покачивая руками маятник. Малейший люфт маятника относительно рамы и
любое ощущение свободного хода его относительно амортизатора недопустимы! Если
допустите, придется менять изношенные подшипники!
Разобрались с подшипниками? Займемся регулировкой подвесок. Но прежде, чем хвататься
за амортизаторы, вспомните об амортизаторной жидкости, что заливается в переднюю
вилку. Ее нужно регулярно менять! Старое разложившееся масло не позволит вилке
работать правильно и не защитит ее внутренности от износа. Для начала заправляйте
вилку маслом требуемой вязкости в строго необходимом объеме. Поднабравшись опыта,
можно поэкспериментировать с этими двумя величинами, изменяя тем самым характеристики
телескопической вилки. Наконец, абсолютно все исправно, все сто раз проверено.
Но ощущение, что мопед плохо управляется, осталось. Значит, пришло время экспериментов
с регулировками подвесок. Обычно во всех спортбайках широкий диапазон регулировок
по гидравлике и жесткости пружин. Приступая к настройке, важно помнить, что
регулировки ходов сжатия и отбоя могут изменить управляемость мопеда как в лучшую,
так и в худшую сторону. Поэтому следует запомнить параметры регулировок, с которых
вы начинаете. Тогда, по крайней мере, есть гарантия не получить в итоге мопед
с ухудшенным управлением.
Начать следует с регулировки предварительного поджатия пружины задней подвески
- попробуйте увеличить или уменьшить нагрузку на пружины. В первом случае поднимается
задняя часть байка, что делает управление более острым, быстрым. Ослабляя пружину,
вы понижаете мопед - уменьшается дорожный просвет, и острота управления притупляется.
Поэтому очень важно правильно отрегулировать статический прогиб (преднатяг).
Эту величину легко замерить. Приподняв байк до конца хода подвески и посмотрев,
насколько он "присядет" под собственным весом и водителем, измерьте расстояние
между гайкой оси заднего колеса и какой-нибудь меткой на заднем крыле. Оно должно
составлять треть от хода подвески мопеда с гонщиком в "боевой" позиции. Если
большую часть времени в седле вы проводите вдвоем, преднатяг регулируется с
водителем и пассажиром в ездовом положении. Аналогично настраивается передняя
вилка.
Разобравшись с пружиной, переходим к настройке гидравлики. Демпфирование (гашение)
хода отбоя (когда пружина стремится распрямиться после обработки неровности)
должно быть оптимальным и соответствовать характеру трассы и весу экипажа. При
недостаточном гашении пружина разжимается слишком быстро, и байк становится
неустойчивым, вихляет и раскачивается при прохождении поворотов на высокой скорости.
Передемпфированная подвеска, напротив, излишне жесткая (не успев разжаться от
предыдущей неровности, она оказывается не готова к обработке следующей) - мопед
становится грубым, трясется и вибрирует в поворотах.
Ход сжатия амортизатора - значение, на которое он сжимается при проезде неровностей.
Это самая переменчивая величина (нет двух одинаковых колдобин), и достаточное
усилие демпфирования должно быть настолько мало, насколько это возможно. Начинать
регулировку надо с "нуля" демпфирования. В конкретных дорожных условиях недостаточное
демпфирование хода сжатия при торможении выливается в клевки передней части.
Мопед делается неустойчивым, валким, руление чрезмерно легким. Если "переборщить",
колеса будут перескакивать неровности, а не обрабатывать их (особенно заднее).
При торможении передним тормозом возникают неопределенные ощущения, при сильном
торможении - чувствуется сильная вибрация. Тестируя свой байк на знакомой трассе,
отрегулируйте подвески на максимальную послушность и управляемость.
Но если и после этих процедур работа вилки или амортизатора вас не устраивает,
считайте, пришло время для более основательных вмешательств. И знайте, что пора
копить деньги на тюнинговые подвески. Но об этом в другой раз.
Материал предоставлен мотосалоном "Альпин".
Designed by Ernest®