Камера сгорания (КС) двухтактника образована донышком поршня (в положении
при подходе к ВМТ) и поверхностью головки цилиндра и схожа с топкой обычной
печки. Здесь процесс осложнен тем, что после каждого непродолжительного по
времени рабочего хода поршня приходится удалять сгоревшую порцию топливовоздушной
смеси, а новую - воспламенить. Помимо этого система обязана равномерно и плотно
загрузить КС "дровами". Даже бывалый кочегар не справится с такой задачей
в одиночку. В двигателе же нормальное горение обеспечивается несколькими устройствами.
Система зажигания посредством свечи воспламеняет, свежую смесь в момент, соответствующий
заданному углу опережения искрообразования. Карбюратор - "кочегар" приготавливает
и подает в цилиндр столько бензовоздушной смеси и такого со- става, сколько
требуется на данном режиме работы двигателя. Качество очистки цилиндра от
отработавших газов и наполнения свежим зарядом зависит от конструкции двухтактника:
важно, есть ли у него лепестковый клапан, каковы размеры кривошипной камеры,
сколько продувочных каналов и какой они формы. Для стабильного возникновения
и быстрого распространения фронта пламени потоку заряда следует придать форму
вихря, омывающего свечу зажигания. Если продувка несовершенна, то в КС останется
часть продуктов окисления от предыдущего цикла, иначе говоря, раскаленные
газы. Разбавленная таким образом смесь будет сгорать медленно, а без вихревого
движения хуже воспламеняться. Понятно, что с такими "дровишками" мощность
и экономичность мотора никудышная. Для серийных отечественных мотоциклетных
двухтактников наиболее характерны полусферические КС с размещенной в центре
свечой зажигания. С такой формой камеры даже незначительные отклонения в размерах
или расположении впускных каналов нарушают вихревое движение в зоне свечи.
Самому улучшить воспламеняемость можно - провести доводку впускных окон и
каналов цилиндра. Однако эта операция трудоемкая и требует навыка. Проще создать
гарантированный локальный вихрь, если нарезать два дополнительных канала.
В качестве примера расскажем о доработке КС двигателя "ЗиД-50" мокика "Пилот".
На снятой головке цилиндра по отложениям нагара в КС можно оценить качество
продувки. Если зона, в которой расположена свеча зажигания, чистая, а изолятор
центрального электрода светло-коричневого оттенка, - продувка в норме. К сожалению,
чаще мы видим толстый слой нагара - это результат плохой воспламеняемости
горючей смеси. Чтобы прорезать вихревые каналы, потребуются конусная шарошка
(диаметром 6-8 мм), небольшая дрель, желательно с регулятором оборотов, полукруглый
надфиль и немного наждачной шкурки. Разметим в КС две оси, расположенные параллельно
ребрам охлаждения цилиндров и пересекающиеся в центре резьбового отверстия
свечи зажигания (фото 1). Контуры завихрителей разметим напротив друг друга
(фото2). Форма каналов должна быть серповидной. Широкая часть, входная (шириной
8-10 мм), располагается на внешней стороне КС и заглублена в тело головки
на 2-3 мм. Узкая часть каналов, выходная (шириной 3-4 мм), обращена к резьбовому
отверстию свечи зажигания и заглубляется на 1 мм. Оси выходов завихрителей
желательно сместить относительно друг друга на 1-2 мм. В этом случае электроды
свечи будут лучше омываться встречными потоками свежей горючей смеси. Черновую
обработку каналов проводим шарошкой (фото 3): "идем" от свечного отверстия
к краям КС, постепенно увеличивая глубину резания. Заусенцы и глубокие риски
зачищаем полукруглым напильником. Чистовую обработку, округление краев каналов
и сглаживание мелких выступов проводим мелкой шкуркой. По окончании работ
головку цилиндра промываем от стружки и абразива(фото 4). Перед сборкой двигателя
вверните в головку цилиндра свечу зажигания и тут же проверьте, совпадает
ли длина резьбы у бобышки и свечи. Максимально допустимая разница - не более
±0,5 мм.
Сравнительные лабораторные испытания двигателя "ЗиД-50" проводили на нагрузочном
стенде. Результаты замеров показали, что мощностные и экономические показатели
мотора с серийной и вихревой КС совпадают. Стабильность воспламеняемости оценили,
используя топливо с переизбытком масла (в четыре раза выше нормы). Свеча зажигания,
установленная в серийную КС, через 15 минут вышла из строя - изолятор центрального
электрода покрылся толстым слоем нагара. С вихревой КС двигатель устойчиво
работал более двух часов, пока не кончился бензин в баке. Выкрутили и осмотрели
свечу: изолятор центрального электрода оказался чистым, без признаков нагара.
Дорожные испытания также подтвердили преимущества вихревой КС: двигатель стабильно
запускался при низких температурах (-б°С), холостые обороты стали ровнее,
а разгон - динамичней. Максимальные обороты повысились до 6200 об/мин (по
сравнению со штатными 5500). Вывод: даже если вы убеждены в исправности системы
зажигания и карбюратора, то доработка КС пойдет вашему мотору только на пользу.
Не советуем разбирать двигатель до окончания гарантийного срока - вы лишитесь
права на гарантийное обслуживание.
Статья из журнала "Мото", 14.03.2002.
Designed by Ernest®