Тормоза.... Извечная проблема отечественной мототехники. Как затормозить
там где надо, при этом никуда не врезавшись? У мопедов тормоза вообще непонятно
какие - действуют они или как?
Скорее всего, последнее, поскольку на моих Карпатах их изначально как бы
не было, хотя и троса висели, и колодки стояли, и всё было как бы как надо.
И я думал, что выход в радикальной замене барабанных тормозов на дисковые,
уже были готовы чертежи тормозной машинки, пока не... Пока мне не попался
на ремонт маленький скутер Yamaha Cute - у него были проблемы с двигателем.
Прочистив выпуск и настроив карбюратор у скутера, я проехался на нём и тормознул
с 50 км/ч обеими тормозами. Это было что-то, скутер остановился как в стоп
- кадре, хотя тормоза у него колодочные, и диаметр барабанов значительно
меньше, чем у тех же Карпат. И тут я естественно задался вопросом - а почему
это так??? Сняв колесо, рассмотрев конструкцию тормозной машинки скутера
и сравнив со своими тормозами, я понял, почему это так.
Во-первых, рычаг привода тормоза выходит у скутера снаружи (а так и должно
быть), в то время как у отечественных мопедов он запрятан внутрь барабана.
Таким образом, при торможении у скутера рычаг свободно поворачивается на
оси, беспрепятственно разжимая колодки. В то же время у отечественных мопедов
тот же рычаг упирается в ступицу колеса, прочерчивая в ней глубокие (до
2 мм) борозды, колодки не разжимаются, а пространство внутри барабана заполняется
алюминиевой стружкой. К сожалению, это исправить без полной переделки барабана
невозможно. Остаётся более полно использовать имеющийся в распоряжении ход
рычага тормоза.
Рассмотрев разжимные кулачки Ямахи и сравнив их с отечественными, я обратил
внимание на то, что у скутера разжим колодок начинается сразу после поворота
рычага. В то же время при повороте рычага у отечественных мопедов сначала
выбирается зазор между поверхностью кулачка и колодками, что занимает более
1/3 хода рычага (рис. 1). Соответственно, зазор необходимо устранить. Но
как? Первая мысль - наварить на кулачок металл и в последующем его обточить.
Но это очень трудоёмкий процесс, к тому же трудно выдержать необходимые
геометрические параметры кулачка. Я решил изменить геометрию подкладываемых
под боковые накладки «шайб», имеющих вид прямоугольных пластин (рис. 2).
Доработанные таким образом тормоза значительно более эффективны, чем стандартные.
Тормозной путь при скорости 30 км/ч не превышает 3 (три) метра. На дороге
при скоростях 65 - 70 км/ч чувствуешь себя достаточно уверенно, при торможении
ощутимо прижимает к топливному баку. Правда, резкий передний тормоз вызывает
скручивание вилки, что предопределило постановку вилки от мотоцикла К-175...
Designed by Ernest®