Самодельный коммутатор

Итак, у Вас случилось горе - пропала искра, на лампочки прет чуть ли не 30 вольт... Вероятная причина - вышел из строя БКС. Покупать новый - значит тратить не менее 300 рублей. А зачем? Ведь Русский народ на все пойдет, лишь бы не платить. Именно для таких людей, или просто для тех, кто решил улучшить характеристики своего мопеда и считает, что он разбирается в электротехнике и была написана эта статья

Итак, начнем. Для начала попробуем расковырять неисправный БКС (обычно они залиты герметиком). Что же тут вышло из строя и из-за чего? Если разобраться в схеме, то можно понять следующее. Стабилитрон VD9 "заведует" зарядом самого главного конденсатора C5, который накапливает энергию для искры. Напряжение стабилизации VD9 составляет 130 - 165 вольт. Понятно, что если в схеме применяются конденсаторы с пределом напряжения 160 вольт, они получаются перегруженными по напряжению. Поэтому часто происходит пробой этих емкостей, и БКС выходит из строя в целом. Применение импортных кондёров-электролитов в цепях зажигания и освещения повышает надежность коммутатора благодаря более высокому качеству этих деталей. Если выходной кондёр С5 имеет предел напряжения 250 вольт, то существенно повышается надёжность и долговечность коммутатора. Также БКС может выйти из строя благодаря "хорошей" работе сборщиков оных, а именно плохой пропайке элементов и сильных "ляпов" и "залипонов", т.е. капель олова, коротящих печатные проводники. Кстати, из-за этих "залипонов" может выйти из строя любая деталь, и даже коммутатор в целом. Чтобы Вы примерно представляли, что находится внутри этого загадочного БКС, я приведу полный список деталей, применяемых в "заводском" коммутаторе под кодовым названием "БКС 1МК211".

Итак:
С1- конденсатор К73-1-250 В -1,0 мкФ +-10%
С2- конденсатор К50-35-100 В - 2,2 мкФ
С3- конденсатор К50-35-25 В - 50 мкф
С4- конденсатор К73-5 - 3330 пФ +-10%
С5- конденсатор К73-11-250 В - 2,2 мкФ +-10%
VD1, VD3, VD8, VD10- диод КД243А
VD4, VD5 - диод КД208А
VD6 - стабилитрон Д814А-1
VD7 - мост КЦ401А
VD9 - стабилитрон КС650А
VD11 - диод КД226В
VS1 - тиристор КУ240А1
VS2 - тиристор Т122-25-1
R2 - резистор МЛТ-1,0-19 кОм +-5%
R3 - резистор МЛТ-0,5 ... +-5% (подбирается опытным путём)
R4 - резистор МЛТ-0,5-470 Ом +-5%.

Вот такой коротенький списочек... Позже я, возможно, опубликую и схему данного БКС, но пока просто нет времени, так что не обессудьте... Ну а для особых "рубильников", которым удалось-таки найти енту замудрёну схему, напишу что откуда идет, и какие проводочки куда тыкать :). Итак, генератор любого нормального мопеда состоит, как известно, из подвижного ротора (он-то к электричеству никакого отношения не имеет), и неподвижной части - статора. Вот с этого статора то все и начинается. Состоит эта страшно гадкая штука из энного числа катушек, намотанных на его внутренней поверхности, с которых, собственно и поступает напряжение на вашу любимую электробритву :). А на внешней поверхности есть еще катушечка, только в отличии от предыдущих одна единственная. Она служит для того, чтобы коммутатор "понимал", когда нужно давать искру на катушку зажигания, чтобы та дала её на свечу. Т.е. "умными" словами эта катушка является коммутирующей. Так что же собственно выходит с "магнето"? Что электричество, и сам знаю :). Я имел в виду маркировку его выводов. Если сильно помучаться, то примерно часа через два вы обнаружите, что их там четыре :~).... А маркируются они следующим образом:

Д - вывод датчика.
О2 - (нет, не кислород :), а выход на цепь освещения.
З - вывод на цепь зажигания.
М - Ммм... Что-то не припоминаю. Но по схеме он идет на ту же цепь зажигания.
И еще один провод является "общим", и маркируется либо специальным значком,
похожим на перевернутое "Т", либо еще каким-нибудь загадочным знаком...

Из чего же собственно состоит коммутатор. Он имеет в себе 4 основных цепи, каждая из которых выполняет определенную функцию, о чем можно судить по их названию. А названия у них такие:
1. Цепь освещения. Состоит из VD3, VD6, VD7, R3, R4, C3 и VS2, и выполняет
функцию обыкновенного стабилизатора напряжения.
2.Цепь звукового сигнала. Состав предельно прост: VD4, VD5.
3. Цепь управления тиристором от датчика. Состоит из VD1, C2, C4, R2.
4. Цепь зажигания (самая мудреная). Состоит из VD2, VD8, VD9, VD10, VD11, C1, C5,
VS1.

Не буду объяснять, каким образом Pentium III, сидящий внутри БКС перерабатывает все эти сигналы, а расскажу-ка лучше, что после этого получается. А получается примерно следующее: с коммутатора выходит уже 6 выводов, которые имеют такую маркировку:

О2 теперь раздвоился, но название осталось прежнее (см. выше)
О1 - типа атомарный кислород :), а на самом деле это на бибикалку.
Д - да была уже такая тема выше...
К - на катушку зажигания
М - странно, а выходит оно со стабилизатора...
Ну и конечно же "общий", как же без него :)).


Выбрать другую статью

На главную

Designed by Ernest®

Сайт создан в системе uCoz